Недвижимости Сочи: март 2007.
Ситуацию на рынке коммерческой недвижимости в Сочи в начале весны можно охарактеризовать следующим образом - растет все: цена на квадратные метры, потребительский спрос, объем строительства. Но, на самом деле, не так все просто как кажется на первый взгляд. Где же спрятаны подводные камни? Давайте попробуем разобраться, почему все-таки ближайшее будущее не сулит новых сюрпризов, помимо рекордов ценообразования. Отсутствие выбора — наименьшее из зол, с которыми приходится сталкиваться тем, кто намерен купить частный дом в Сочи. Нередко продажа этого жилья превращается в аукцион, и в итоге первоначальная цена может увеличиться на несколько тысяч долларов. Иногда о новой стоимости объекта покупатель узнает уже перед самой сделкой. К концу нынешней зимы, рост цен на недвижимость в Сочи привел к значительному сокращению предложения, как на рынке первичном, так и на вторичном. К началу марта количество предлагаемых к продаже квартир сократилось примерно в полтора - два раза. Большую часть имеющихся в наличие объектов застройщики придерживают до момента завершения строительства. На вторичном рынке, из-за стремительного роста цен, люди просто бояться прогадать, и потому откладывают продажи жилья до более лучших времен. Как и ожидается, быстрее всего (в среднем на 8–10 процентов в месяц) растет в цене наиболее дешевое жилье — малогабаритные квартиры в панельных домах массовых серий в спальных районах. Несмотря на весьма низкие потребительские характеристики, такие объекты пользуются стабильным спросом. Подавляющее большинство покупателей в этой нише — местные жители, которые не имеют свободных денег для покупки жилплощади в новостройке, а также те, у кого нет возможности ждать сдачи дома в эксплуатацию. Впрочем, специалисты прогнозируют скорое снижение темпов роста цен на подобное жилье, его рыночная стоимость и так уже существенно завышена. Пока же покупатели, не задумываясь, приобретают первый более-менее подходящий вариант. Можно сказать, что для «второго сорта» настал звездный час. Тем временем, риэлтерские компании продолжают рекламировать продажу новостроек в Сочи по инерции, чтобы «было что продавать». В действительности же многие объекты строительства являются инвестиционными перепродажами, и таких предложений во многих конкретных объектах буквально единицы. То есть называть такое предложение новостройками – фактическая подмена действительности. Хотя, на самом деле, новостройки – очень интересная для агентств область. Ведь покупка этого жилья имеет гораздо больше преимуществ перед обычной квартирой. Возьмем, к примеру, в городе Сочи жилой комплекс «Красная площадь», спрос на жилплощадь в котором сегодня настолько высок, насколько это вообще возможно в настоящее время. Другой пример - жилой комплекс Лазурный. Это обусловлено тем, что на фоне роста спроса некоторые крупные компании-застройщики, чтобы извлечь из проекта максимальную прибыль, стараются не продавать свои квартиры на ранних стадиях строительства. Фактически, продать жилье в Сочи сегодня стремятся только те застройщики, кому это необходимо для поддержания имиджа высокого спроса. В данной ситуации, по мнению ведущих специалистов, рынок действительно может ожидать кризис — кризис «огромных прибылей», которые сегодня получают застройщики, и рынок не сможет долго сохранять все те же темпы роста цен, какие наблюдаются в настоящий момент. На любом рынке спрос рождает предложение, но любой цивилизованный рынок должен сам понимать гибельность следования этой политике. |